На главную страницу На главную страницу
Главная Поиск Написать письмо Карта сайта Версия для печати
Закрыть
Авторизация
Авторизация:
Пароль:

Регистрация

Губернатор Ивановской области
Воскресенский C.C.
Юридический адрес
155800 Ивановская область, г.Кинешма, ул.им.Ленина, д.12

Тел.: 8(49331) 5-51-05
Факс: 8(49331) 5-51-05
Единая дежурно-диспетчерская служба -5-33-68, 89158237201
E-mail: root@mrkineshma.ru

День Победы


Год семьи 2024


Электросети


Фестиваль валенок 2017 год


Территориальная избирательная комиссия


Областной туристический портал


Опрос населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления


Сервер органов государственной власти России


Портал Правительства Ивановской области


Портал государственных и муниципальных услуг Ивановской области


Госуслуги.Дом

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

Официальный интернет-портал правовой информации

Санаторий «Решма»

Банк данных исполнительных производств ФССП РФ

Актуальные вопросы лесного законодательства и природоохранной практики

30.04.2025

Актуальные вопросы лесного законодательства и природоохранной практики

1. Ивановская природоохранная прокуратура выявила нарушения в лесовосстановлении: итоги проверки

Краткое содержание: Статья посвящена результатам совместной проверки Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры и Комитета по лесному хозяйству. Описаны выявленные нарушения, меры ответственности для должностных лиц и лесовосстановительные мероприятия на площади свыше 1200 гектаров.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству проведена проверка соблюдения лесного законодательства. В ходе проверочных мероприятий в деятельности арендаторов лесных участков выявлены нарушения, выразившиеся в непроведении лесовосстановительных работ.

По постановлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора 8 должностных лиц привлечены к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ (нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению).

По результатам рассмотрения представлений, внесенных прокуратурой, лесопользователями организован комплекс лесовосстановительных мероприятий, на площади свыше 1200 гектаров.

В отношении 20 ответственных должностных лиц, применены меры дисциплинарного воздействия в соответствии с трудовым законодательством.

Принятые меры направлены на обеспечение соблюдения природоохранного законодательства и сохранение лесных ресурсов региона. Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

2. Новые правила охотничьего хозяйства в лесах: разъяснения от Ивановской природоохранной прокуратуры

Краткое содержание: Статья освещает изменения в законодательстве об использовании лесов для охотничьего хозяйства, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 года. Рассмотрены ключевые нововведения, обязанности пользователей и рекомендации по соблюдению новых требований.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило новый нормативный акт, регулирующий порядок использования лесных угодий для целей охотничьего хозяйства. Приказ вступает в юридическую силу 1 сентября 2025 года и будет действовать в течение шести лет.

Документ устанавливает четкие правовые рамки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства. В частности, дифференцированы условия использования лесных ресурсов в зависимости от характера планируемой деятельности. Для случаев, не связанных с проведением рубок лесных насаждений или созданием объектов охотничьей инфраструктуры, предусмотрена возможность ведения хозяйственной деятельности без оформления права аренды лесного участка.

При необходимости создания объектов охотничьей инфраструктуры (некапитальных строений и сооружений) законодатель обязывает заключать договор аренды. При этом срок такого договора не может превышать период действия охотхозяйственного соглашения.

Нормативный акт детально регламентирует права и обязанности пользователей лесных ресурсов. К числу основных обязанностей отнесены: соблюдение целевого назначения использования лесов, своевременное внесение арендных платежей, выполнение лесохозяйственных регламентов, проведение противопожарных и санитарно-оздоровительных мероприятий. Особое внимание уделено вопросам восстановления нарушенных лесных участков.

Приказом утвержден исчерпывающий перечень видов охотничьей деятельности, которые могут осуществляться без предоставления лесных участков. В перечень вошли семь категорий, включая промысловую, любительскую и спортивную охоту, научно-исследовательскую деятельность, а также охоту в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Следует отметить, что по сравнению с предыдущей редакцией из перечня исключена организация охоты для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях. Для такой деятельности теперь в обязательном порядке требуется оформление арендных отношений.

Новые положения направлены на оптимизацию лесопользования в сфере охотничьего хозяйства, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением лесных экосистем. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим соответствующую деятельность, рекомендуется заблаговременно ознакомиться с изменениями в регулировании и привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.

3. Транспортировка дров под контролем: что изменилось с марта 2025 года

Краткое содержание: Материал информирует о новых правилах перевозки дров, введенных Рослесхозом. Особое внимание уделено обязательному учету, оформлению электронных сопроводительных документов и оснащению транспорта системами спутникового контроля.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) выпустило разъяснения о порядке перевозки дров, которые вступили в силу 6 марта 2025 года. Документ уточняет требования к оформлению электронных сопроводительных документов (ЭСД) и оснащению транспорта системами спутникового контроля.

Ключевые изменения:

1. Обязательный учет дров.

- Под контроль попадают круглые лесоматериалы (бревна), используемые как топливо.

- Учет ведется по 11 кодам ОКПД 2, различающимся по породам древесины.

- Колотые дрова (код 02.20.14.130) не подлежат обязательному учету.

2. Требования к транспортировке:

- Обязательное оформление ЭСД для дров, подпадающих под регулирование;

- Оснащение автомобильного транспорта аппаратурой спутниковой навигации (АСН);

- Исключения по оформлению ЭСД (ч.3 ст.50.4 Лесного кодекса) не распространяются на требования по АСН.

Почему это важно?

Новые правила направлены на:

- Борьбу с незаконной вырубкой и оборотом древесины;

- Повышение прозрачности лесоперевозок;

- Создание единой системы учета лесных ресурсов.

Изменения касаются всех участников рынка - от заготовителей до перевозчиков древесины. Несоблюдение новых правил может повлечь административную ответственность.

Нормативная база

Письмо Рослесхоза от 06.03.2025 № ИС-04-54/5741

4. Запрет на заготовку редких деревьев: разъяснения Ивановской природоохранной прокуратуры

Краткое содержание: Статья содержит информацию о новом перечне запрещенных к заготовке деревьев и кустарников, утвержденном Приказом Минприроды. Описаны меры ответственности за нарушения и актуальные методы контроля, включая космический мониторинг.

В связи с вступлением в силу Приказа Минприроды России от 14.03.2025 № 102 установлен новый перечень деревьев и кустарников, заготовка древесины которых запрещена. Данные меры направлены на сохранение биоразнообразия и предотвращение незаконной вырубки ценных и редких пород.

Лесной кодекс РФ (ст. 29) регулирует порядок заготовки древесины, которая осуществляется на основании договоров аренды лесных участков или государственных/муниципальных контрактов. Лесопользователи обязаны соблюдать:

- целевое назначение вырубки (только для определённых видов использования);

- нормативы по объёмам заготовки;

- требования по охране и воспроизводству лесов (включая запрет на сплошные рубки в защитных лесах).

Заготовка допускается только в отведённых зонах, с обязательным лесовосстановлением. Однако некоторые породы деревьев и кустарников полностью исключены из хозяйственного оборота.

Какие деревья и кустарники запрещено заготавливать?

Приказ Минприроды № 102 вводит 56 видов, включая:

Редкие и исчезающие породы (бархат амурский, тис ягодный, самшит);

Ценные плодовые деревья (груша, яблоня, вишня, абрикос);

Регионально значимые виды (кедр корейский, береза карельская, дуб зубчатый).

Полный перечень включает как деревья (50 видов), так и кустарники (6 видов), например, клекачку колхидскую и падуб Сугероки. Запрет действует до 1 сентября 2031 года и распространяется на все виды рубок, кроме санитарных (в исключительных случаях).

Ответственность за незаконную вырубку

Нарушение запрета влечёт административную или уголовную ответственность:

По ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ – штрафы для граждан (3–4 тыс. руб.), должностных лиц (20–40 тыс. руб.), юрлиц (200–300 тыс. руб.), а также конфискация древесины.

По ч. 1 ст. 260 УК РФ – если ущерб превышает 5 тыс. руб. (значительный размер), возможны штрафы (до 500 тыс. руб.), обязательные работы или лишение свободы (до 2 лет). При особо крупном ущербе (свыше 150 тыс. руб.) срок может достигать 7 лет.

Прокуратура напоминает, что контроль за соблюдением лесного законодательства усиливается, а незаконные рубки выявляются с помощью космического мониторинга и рейдовых проверок.


Возврат к списку